Способы развития творческого мышления дошкольников на уроках музыкального исполнительства

Конференция: Современные формы организации учебной деятельности

Автор: Чекоданова Анастасия Михайловна

Организация: ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Развитие творческого мышления дошкольников на уроках музыкального исполнительства - актуальная проблема, которая  на сегодняшний день требует новых решений в нашем стремительно меняющемся мире.  Именно умение видеть необычное в повседневности может стать основой для творчества, только в этом случае связь понятий "обыденное" и "оригинальное" для ребенка  не будет размытой и эфемерной.  Применительно к музыке это значит, что музыкально-творческое мышление должно стать основным в учебном процессе.  Для успешного развития творческого мышления важно соблюдение определенных этапов. Это и создание благоприятной развивающей среды для ребенка, и организация его творческой деятельности. Важно также становление эмоционального настроения, благоприятного для восприятия музыкальных произведений, развитие навыка активного слушания. Тогда и формирующееся мышление в процессе слушания будет иметь более выраженный эмоциональный резонанс. При этом необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста.

Одной из основных задач помимо обучения ребенка-дошкольника исполнительским навыкам является параллельное развитие музыкального слуха. Оно предполагает сложные системы взаимодействия зрительных, слуховых, двигательных и иных связей, где процессы сенсорного восприятия неотделимы от эмоций, воображения, мышления и памяти. Комбинации этих функций и создают индивидуальное музыкальное творческое восприятие.

Музыкальный слух можно рассматривать в свете многих аспектов, начиная от нейрофизиологии и заканчивая музыкальной педагогикой. Кроме свободного владения навыками игры на инструменте, современный педагог должен стремиться с самых ранних этапов обучения привить обучающемуся основы художественно-эстетического воспитания, развивать его как личность, формировать интеллектуальный кругозор ребенка, его эстетическое чувство за счет понимания прослушиваемого произведения. Ребенка важно научить не только слушать,  но и слышать, не только смотреть, но видеть, наблюдать, вникать в смысл музыкального произведения.  Таким образом, введение в практику музыкального образования ребенка элемента эстетического, культурного воспитания должно начаться задолго до того момента, когда ребенок станет способен  сам воспроизводить сложное музыкальное произведение.  В раннем музыкальном развитии ребенка можно выделить несколько аспектов. Изучение музыкальных произведений, которое является первым звеном в цепи музыкального воспитания.  До 6-7 лет происходит расширение звукового и смыслового диапазона восприятия. Происходит параллельное развитие музыкальных способностей и эмоционального восприятия. Необходимо выделить несколько ключевых моментов:

  • развитие координации слуха и голоса;
  • формирование чистоты интонирования;
  • введение теоретических понятий о качестве звука, об элементах музыкальной выразительности;
  • отражение направления движения мелодии при помощи схемы, рисунка, графика, системы жестов или нотной записи.

На начальном этапе обучения - в рамках дошкольного периода  это особенно актуально  - педагогом применяются игровые музыкальные приемы, направленные и на развитие слуха, и на ненавязчивое запоминание теории.

Отдельно стоит отметить применение технологий в обучении музыкальному исполнительству – момент, важный во всем социально-гуманитарном цикле. Это могут быть интерактивные плакаты, демонстрация аудио- и видеоматериалов, выведение изображений на экран, интерактивные обучающие упражнения. Всё это играет важную роль в формировании личности учащегося, его мировоззрения и системы ценностей. Также внедрение новых технологий позволяет сделать обучение более интересным и увлекательным, а также помогает лучше понять изучаемый материал, сделать его восприятие более объемным. Можно сказать, что использование современных технологий в дополнительном образовании — это ключ к успешности. Они помогают сделать учебный процесс более эффективным и результативным, а также решают множество образовательных задач. Внедрение новых технологий в процесс обучения — это необходимое условие для развития современного общества.

Повторюсь, эффективность обучения игре на инструменте и творчества во многом зависят от индивидуальных психических особенностей детей. Ни в коем случае не нужно спешить с однозначным определением музыкальных данных. Развитие музыкального слуха - важный, но не единственный этап в музыкальном развитии ребенка-дошкольника. Практика показывает, что в результате работы эти навыки постепенно формируются наравне с исполнительскими.

Таким образом, забота о музыкальном развитии каждого из учащихся, внимательное отношение к ребенку, индивидуальный подход позволяют педагогу решить сложную задачу творческого развития, приобщения ребенка к эстетическим категориям, иному, более высокому уровню культуры.  Такое развитие позволяет найти неожиданные художественно-образные решения как внутри образовательного процесса, так и в музыкально-эстетической области.  Это особенно важно, поскольку именно в музыке ребенок может соприкоснуться с другими культурными пластами.  Задача современного педагога заключается не только в развитии слуха и чувства ритма, но и умении привить интерес к поэзии и искусству,  а также воспитать эмоциональный отклик на услышанное.  Обогащение ребенка музыкальными произведениями, исполнение которых вызывает эстетическое переживание, то есть непосредственное восприятие, является тем материалом, из которого ребенок  узнает много нового о культуре, истории и обществе. И в дальнейшем эти навыки окажут ему поддержку и помощь  в том, чтобы ориентироваться в большом сложном мире.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гуреева Е. В. Формирование музыкального слуха как метод развития творческого мышления ребенка дошкольного возраста: Материалы областной педагогической конференции "Развитие музыкальных способностей дошкольников". – Архангельск, 2004. С. 47-54.
  2. Жданова Г. Игровой метод в развитии музыкально-нравственных интересов младших школьников в детском хоре. «Музыкальное воспитание в школе», Вып.14., М.: «Музыка», 1979;
  3. Камалова Л. С. Формирование музыкально-слуховых образов-представлений в работе над развитием исполнительских навыков музыканта // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №9.
  4. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе -Л.: Музыка, 1972;
Опубликовано: 27.06.2024